Проект «Саркел»

  В мае 2019 года наша группа подводных археологов обнаружила на дне Цимлянского водохранилища, затопленный в нем в 1952 году древний город Саркел. Город до затопления был раскопан всего на одну треть и мы планируем продолжить эти исследования, с помощью современного геофизического оборудования методами подводной археологии.

В ближайшее время наша команда планирует провести, при поддержке Института Археологии РАН и Высшей Школы Экономики, комплексную археологическую экспедицию: под водой - в месте затопления крепости Саркел-Белая Вежа и рядом на суше, в районе Правобережного Цимлянского городища, поскольку оно связано с затопленной крепостью. Результатом экспедиции должны стать новые исторические знания об эпохе Раннего Средневековья. На основе собранных артефактов, фото и видеоматериалов, а также кинохроники, планируется создать выставочные экспозиции и документальные фильмы о стоявших на северном ответвлении Шелкового пути городе-крепости Саркел-Белая Вежа, Правобережном Цимлянском Городище и об истории их исследований.

В проекте примут активное участие студенты-археологи, которые получат практические навыки работы с современным исследовательским оборудованием, в том числе воздушными, морскими и подводными дронами. Кроме того, студенты будут участвовать в обработке полученных в экспедиции данных, введении их в научный оборот, издании научной литературы и в создании музейных экспозиций для ознакомления широких слоев населения с результатами исследований.

Саркел-Белую Вежу, в дальнейшем мы планируем превратить в полигон для исследований возможностей современного геофизического оборудования. Саркел уникален тем, что он был частично раскопан, тщательно исследован, а затем затоплен и занесен под водой песком. Благодаря этому, есть возможность узнать, на что способен каждый поисковый прибор, что он может увидеть под слоем песка и воды. Ведь мы, благодаря работе советских археологов, с высокой точностью знаем, что там находится. Кроме тестирования возможностей разнообразного оборудования, планируются дальнейшие исследования не раскопанных частей затопленной крепости, поскольку за один сезон это сделать невозможно.

Точное же знание, что находится в тех частях крепости, которые были раскопаны, позволит превратить Саркел в полигон для испытания разнообразной техники удаленного зондирования, пригодной не только для археологии, но и для поиска полезных ископаемых, прокладки трубопроводов и т.д.

 

Схема раскопок Саркела. Клеточки-участки раскопов археологов.

 


Саркел глазами художника.

Краткая история Саркела

Саркел был построен в начале 9 века на Дону греческими инженерами, по просьбе правительства Хазарии, обратившегося для этого за помощью к императору Византии. Приплыв на кораблях из Константинополя и не обнаружив в указанном месте подходящего строительного камня, греки не растерялись. Они построили печи и организовали производство плоских квадратных кирпичей, из которых  и  был построен Саркел — крепость для охраны караванных путей.


Карта Хазарии к 850 году, Саркел недавно построен.

 

 

Ко времени постройки Саркела Арабский Халифат захватил огромные территории. Торговать с Европой арабы в ту эпоху не очень рвались, рассчитывая взять все силой.


У Византийской империи и западноевропейских государств остался последний маршрут для торговли с Индией и Китаем в обход Халифата — на Дон, затем за Волгу и дальше караванами по Великой степи.


Основные торговые маршруты в Средневековье

 

Караваны с шелком доходили до низовьев Волги, затем уже на лодках поднимались по ней до Переволоки, самого узкого места между Волгой и Доном, дальше лодки перетаскивались в Дон и спускались по нему в Азовское море.  Для их охраны и был построен Саркел, крепость на полпути между Азовским морем и Волгой.

 


Древняя Русь в 11 веке.

 

В 965 году Саркел был захвачен князем Святославом и на полтора столетия вошел в состав Древней Руси, как отдаленный островок в океане степей. Саркел, называемый  теперь Белой Вежей, выполнял при русских князьях, вероятно, те же функции, что и при хазарах — обеспечивал безопасность караванной торговли. Но 1117 году он был оставлен жителями и гарнизоном и заброшен.

Вероятная причина  упадка и забвения — сменилась бизнес-схема европейской торговли с Индией и Китаем. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим и ряд портов на ближневосточном побережье Средиземного моря. Туда сразу же устремились европейские купцы, прежде всего итальянцы, и начали бойкую торговлю с Востоком. Прошли времена, когда христианские корабли не пускали в Тир, Сидон и Бейрут. Теперь эти города стали частью Иерусалимского королевства. Отпала необходимость пылить тысячи километров по степи на верблюдах. Проще стало добраться от ближневосточных портов Средиземного моря до Красного или до Персидского залива. А дальше в Индию и Китай опять шли корабли.

 


Основные торговые пути Средневековья

Археологи нашли Саркел почти через восемьсот лет после этих событий, в конце 19 века, а в первой половине 20-го  на его территории велись масштабные археологические раскопки. Все, что нашли — вывезли в Эрмитаж. Теперь там три зала экспонатов и много чего в запасниках. А Саркел в 52 году затопили в Цимлянском водохранилище, которое было создано при строительстве  канала, связавшего Волгу и Дон. Археологи очень спешили раскопать Саркел  до затопления, но успели сделать это всего на одну треть. Кроме того, не сохранились точные координаты  местонахождения крепости.


Раскопки Саркела в 50-х годах

В мае 2019г. во время экспедиции на судне «Аксидиан» Русского Океанографического сообщества, наша команда археологов обнаружила с помощью гидролокатора рельеф дна, похожий по описаниям на окрестности Саркела. Погрузившись на дно в аквалангах, мы обнаружили засыпанные песком остатки стен и квадратные кирпичи, похожие на те, из которых была сложена древняя крепость.

 

 

 

Саркел, современное состояние

С помощью гидролокатора, нам удалось сделать карту дна, в районе предполагаемого местонахождения Саркела. Затем, в Институте Археологии Российской Академии Наук, мы сделали копии плана окрестностей Саркела, нарисованного в 19 веке инженером-геодезистом Поповым. Карта дна, сделанная гидролокатором полностью совпала со старинным планом.

План инженера-геодезитса Попова совмещенный с картой, сделанной гидролокатором

 

План инженера-геодезиста Попова, сделанный в 19 веке.



Фильм - Донская Атлантида.




 
    Тел: +7 (495) 127-75-85
Email: team@intersea.ru
г. Москва, Колодезный пер, 14

  Facebook